4eventor.ru

 

Специальные события и праздники

 

Ваш тематический портал

Праздник урожая, нового года и почитания умерших

Чтобы не рассказывали историки и языковеды, но все же культуры народов мира имеют общее. Нюансы некоторые есть, но «каркас» или «канва» остаются общими. Конечно, корни «общего» следует искать в язычестве, но как без этого?

 

Кельтский праздник под названием «Самайн» уходит в далекое прошлое. Много лет назад календарь условно делился на две половины. Весенние и летние месяцы означали светлую часть, темная же часть начиналась с конца октября и длилась всю зиму. С наступлением темной части года, в первые три ночи, кельты отмечали праздник урожая и приближение нового года.

Об этом дне не забыли и после того, как христианство было принято некоторыми народами Британии. Как и ранее, воздавалось должное наступающему году, в надежде, что он не будет хуже прежнего. Все традиции, заложенные в праздник с 12 века, тщательно соблюдались.

Также начало года ассоциировалось у народов Британии со сверхъестественными силами и умершими предками. Правда, истоки этого поверья уходят корнями еще глубже – в 5-6 века, когда церковью отмечался День всех святых по всему миру пострадавших.

Отмечается, что тема урожая и нового года в этих краях долго доминировала. Желание, чтобы урожай в последующем был лучше, и задабривание года наступающего, было вполне логичным и объяснимым. Кто же хочет, чтобы новый год был бесхлебным и голодным? С приходом христианства праздник урожая и нового года уступил свои позиции Дню всех святых. Но, как объясняют историки, поскольку, ссориться с населением церковь не хотела, полностью запрещать старые праздники не стали. К ним просто присоединили День всех святых, который отмечается два дня.

Дело в том, что в Британии жители были долгое время уверены в том, что в эту ночь умирают все те, кто нарушил свои клятвы, или иначе говоря – гейсы. Это своеобразные запреты носили персональный характер – т.е. у всех были разными. Начинался Самайн в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это время считалось последним сроком уборки урожая. В древние времена, когда крестьяне были ограничены в сельскохозяйственном инвентаре, убирать собственный урожай люди не всегда успевали своевременно.

На Самайн распределяли урожай – решали, какой пойдет на питание, а какой на посевную, пересматривали скот. Зная, что ослабленные животные могут не перенести зиму, отправляли их на убой, после чего мясо вялили и солили, чтобы можно было не голодать в холодный период года.

На праздник разжигали особые ритуальные костры и прыгали через них. Костров могло быть несколько – люди просто проходили через них, как сквозь пламя. Это считалось своего рода очищением. Очищать могли и домашний скот, чтобы он не болел и не падал. Животных тоже проводили через костры, расположенные близко друг от друга. Также в это время можно было гадать на костях убитых животных.

Самайн, по мнению ученых, стал предтечей или, иными словами, зачатками формирования нынешнего Хэллоуина. В свою очередь, после него идет церковный праздник День Всех святых и День поминовения. Однако, в некоторых областях Британии 31 октября до сих пор выпекают хлеб причудливой формы – в форме рогов. Таким образом в семьях приветствуют и задабривают бога зимы.

Дотошные историки определили, что несмотря на то, что День всех святых, который в Америке получил название Хеллоуин, считается чужим, в России можно найти немало похожих моментов. Так, в октябре отмечали Ерофеев день или День Лешего. Этот день прозвали так потому, что люди подметили – на Ерофеев день жди непогоды. Мол, это сам Леший уходит зимовать, а чтобы люди не забывали о его существовании – он устраивал в лесу буреломы, вырывал с корнем деревья, свистел и пугал всех, кто случайно забрел в лес. С Ерофеева дня становилось холодно, да так, что в некоторых краях, несмотря на октябрь, облачались даже в шубы.

Еще один день, напоминающий кельтские традиции, - это так называемая Дедова суббота. В этот день было принято поминать умерших. Помните детское выражение «Чур меня!»? Как оказалось, придумали его отнюдь не дети, а взрослые. Таким выражением в Дедову субботу наши предки обращались к умершим с просьбой защитить их от нечистой силы.

Автор Александра Корниенко

Фото из инета