4eventor.ru

 

Специальные события и праздники

 

Ваш тематический портал

Октябрины как альтернатива крестинам

На Руси во все времена крестили детей. Это был обряд, согласно которому младенцу не только давали имя и записывали в небесную Книгу Жизни. Вместе с именем малыш получал ангела-хранителя, который был призван оберегать его всю жизнь. Также считалось, что при крещении с ребенка молитвами снимался первородный грех. За ребенка в Храме можно было ставить свечку, просить о здоровье и благополучии у небесных сил.

 

Также, если ребенок заболевал, а врачи ничем помочь не могли, матери обращались к «бабка-шептухам», которые лечили травами и заговорами. «Бабка-шептуха» могла «вылить испуг» и никогда не бралась за «лечение», если ребенок не был крещен. Этот момент подталкивал молодых мам к совершению обряда, считавшегося запрещенным в советское время.

Однако, не смотря на запреты, женщины ходили к «батюшкам» и просили не указывать в регистрационной книге их личные данные. Тем не менее сведения все равно попадали в райкомы комсомола, и все тайное становилось явным. Больше всего «на орехи» доставалось крестным матерям и отцам. Как правило, ими становились друзья родителей ребенка. Данные крестных передавали по месту учебы или работы, где поведение молодых людей рассматривали на комсомольских собраниях. За участие в обряде крещения могли даже исключить из рядов ВЛКСМ.

Для того чтобы молодые родители не крестили детей, в конце двадцатых годов прошлого столетия создали обряд «октябрины». Его придумали как альтернативу крещению. Не важно, в каком месяце рождался малыш – в мае или январе. У каждого были свои «октябрины», во время которых за ребенком официально закреплялось имя. Так называемые «красные обряды» - свадьбы, крестины и похороны – были попыткой новой власти полностью искоренить религиозные обряды и праздники.

Новые обряды хотя и считались «новыми», но по структуре были очень похожи на прежние, устаревшие. Единственным отличием было их смысловое наполнение, на которым во время жарких дискуссий работали просветители того времени. Никто из них сам точно не знал, какими ритуалами необходимо сопровождать важные события в жизни людей. Одни стояли на более радикальных позициях, другие придерживались умеренных взглядов. Поэтому единой инструкции на этот счет не было.

Более четкий сценарий стал вырисовываться после Гражданской войны, и в 1923 году во всей России широко практиковались «октябрины». Главный принцип был все тот же: «Не умеешь – научим, не хочешь - заставим». «Посаженными отцами» на свадьбах были представители заводов, фабрик, сельсоветов и первичных партийных и комсомольских ячеек, женотделов, а в деревнях даже руководители красных уголков. Они же были и своего рода «крестными» новорожденных. С небольшой, правда, разницей – «посвящение служению Христу сменялось на посвящение служению делу Октябрьской революции», а крест – на пятиконечную звезду.

Торжественное мероприятие проходило, как правило, на собрании заводского или фабричного комитета на фоне красного знамени. Сценарий больше походил на комсомольское собрание, участников которого пришли поприветствовать юные пионеры. Председатель торжества произносил патриотическую речь, потом принимал на руки ребенка и «от лица трудящихся Союза Советских республик» давал малышу имя с пожеланиями расти честным и верным сыном трудового народа. Новорожденного заворачивали в отрез материи красного цвета и передавал молодым родителям, которые, в свою очередь, обещали воспитывать малыша преданным делу трудящихся во всем мире.

Обязательным моментом «октябрин» было исполнение «Интернационала», который на тот момент считался гимном революции. Вышестоящие органы контролировали проведение «красных обрядов». В «первички» спускались директивы соответствующего характера и опросники, на основе которых в конце месяца необходимо было отчитываться о количестве проведенных «октябрин», свадеб и «красных похорон».

Правда, как утверждают историки, люди шли на проведение октябрин скорее из страха перед наказанием – за крестины в церкви могли исключить из комсомола и лишить премиальных. Просуществовали «красные крестины» недолго – рост рождаемости стал увеличиваться и регистрацию малышей передали ЗАГСам.

Статью подготовила Александра Корниенко

Фото из интернета