4eventor.ru

 

Специальные события и праздники

 

Ваш тематический портал

Праздник благодарения за урожай

Через пару дней осень официально войдет в свои права. В одних регионах давно собрали урожай, в других это только предстоит сделать, а в детских дошкольных учреждениях и начальных классах скоро пройдут традиционные осенние утренники. И правильно! Ведь люди издревле восхваляли природу: весной ее задабривали, чтобы дожди и засуха не уничтожали посевы, а сенью благодарили за хороший урожай.

 

Осень – осенью, а убирать овощи и фрукты начинают еще в августе. Первым большим праздником считается Спас, который отмечается в три этапа. В старину дни, связанные с этими датами, назывались «дожинками» - иначе говоря «последние дни жатвы». Первым, 14 августа, приходит медовый Спас. В этот день пчеловоды второй раз за лето снимают мед (на профессиональном языке пчеловодов - «подрезают улья»).

Самые наполненные соты, как правило, предназначаются для обряда поминания родителей. К празднику в старые годы готовили медовый квас и угощали им соседей. Также соседей угощали мёдом. В этот день в поле работать было не принято. Все отдыхали, купались в речках и озерах. А накупавшись вдоволь, в водоемах купали и скотину. Считалось, что вода смоет все плохое и прибавит здоровье.

Что может быть осенью лучше меда? Только яблоки с медом! Но есть их до Яблочного Спаса было не принято. Нельзя есть всем, а не только замужним женщинам, как бытовало ошибочное мнение. И яблоки, и виноград следовало есть после их освящения в церкви, а освящали их аккурат 19 августа, на Яблочный Спас. Яблочный Спас считался самым большим церковным августовским праздником.

В этот день в деревнях и селах было принято накрывать общий стол. Несли отварной картофель и колбасы, огурцы и помидоры, пареную репу и брюкву, яблоки и виноград. Трапеза не начиналась до тех пор, пока над столом не совершали обряд.

Селяне были уверены, что после этого новый год будет таким же щедрым на урожай, как и текущий. Обед заканчивался не сразу: старшее поколение вело разговоры о делах насущных, молодежь водила хороводы, а детвора и подростки отправлялись на гороховое поле, где и проводили время до вечера, поедая зеленые стручки.

 29 августа отмечался ореховый Спас, который был посвящен не только сбору орехов, но и окончанию жатвы. Сентябрь не всегда был сухим и солнечным. Считалось, что после Яблочного Спаса нельзя купаться в открытых водоемах, а после орехового Спаса могли пойти дожди. На праздник пекли хлеб из нового урожая, а также пряники с орехами.

На ореховый Спас проводили обряды на поле – из оставшихся стеблей пшеницы связывали «бороду», выравнивая края, подстригая их ножницами. Потом стебли прикапывали здесь же на поле со словами «нива, нива, забери свою силу назад». Место «погребения» украшали цветами, полагая, что таким образом поле вернет себе утраченную после лета силу.

Бытовало мнение, что в полях находится дух-полевик. И когда убирали злаковые – пшеницу и рожь, ему причинялся вред. Дух перебирался в последний сноп. Поэтому, благодаря ритуалу «подстригания бороды» сила нового урожая переходила на урожай будущего года. Еще в этот день следовало покачаться на земле, передавая свою энергию земле. Разумеется, это делали молодые парни и мужики.

На «дожинки» также накрывались столы. Хозяйки приносили выпечку – сладкие булочки, политые сливочным маслом. Экономить на масле не следовало, ведь это были ритуальные булочки. Поэтому они были в праздничные дни необыкновенно вкусные.

Еще женщины «к столу» готовили кашу. Старожилы отмечали, что помощь в последний день жатвы так и называлась «позвать на кашу». Кашу ели, но уже после работы. А потом, после рюмочки наливки, женщины затягивали песни, им вторили мужчины, а молодежь шла на поляну играть в игры и присматривать пару. Не даром говорят, что осень – время сватовства.

Готовили кашу необычно – овсяную или пшеничную муку вначале обжаривали на сливочном масле, разумеется, у кого оно было, потом муку заливали кипятком, равномерно помешивая в кастрюле, чтобы растворились комочки, добавляли сливки или сметану. Получалась масса типа киселя. Языковеды говорят, что именно от этого способа варки и произошло выражение «заваривать кашу».

Автор статьи Александра Корниенко

 Фото из интернета