4eventor.ru

 

Специальные события и праздники

 

Ваш тематический портал

Советскому клоуну 118 лет

В начале декабря в столице отметили юбилей Михаилу Румянцеву – цирковому артисту советской эпохи, известному под сценическим псевдонимом Карандаш. Это была 118 годовщина со дня рождения Мастера. Он запомнился старшему поколению по комическому образу – мужчина выходил на арену постоянно в конусообразной шляпе, в широких брюках и мешковатом пиджаке с неизменным хвостатым другом по кличке Клякса. Малышей и взрослых он веселил что называется «до слез».

 

Тогда старшее поколение, будучи детьми, считало за счастье побывать в цирке и увидеть клоуна, который показывал разные удивительные трюка, выходя на сцену с собачками. Это был Карандаш. Многие хотели быть похожими не только на космонавтов, но и на него, и после представления, приходя домой, начинали жонглировать чем попало – яблоками, книгами и даже чашками, которые падали и разбивались. Детская мечта сбывалась не у всех, но самые настойчивые учились делать стойку на голове, жонглировать и после школы поступали в цирковое училище.

Михаил Румянцев был при жизни удостоен многих титулов и регалий – Народный артист СССР, Герой Социалистического труда. Свою трудовую деятельность он начинал не на заводе, а под маской «рыжего» клоуна, а затем воплотил на арене цирка образ Чарли Чаплина. Цирк был его любовью, делом, которому отдают лучшие годы. Но Михаил Румянцев посвятил ему всю свою жизнь, и работал на арене до самого последнего дня. Его считали лучшим клоуном двадцатого века.

Мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны Карандаш в составе созданной им же артистической бригады неоднократно выезжал на фронт. Он писал сценарии новогодних представлений для детей. Сегодня многие сценарии и фотографии хранятся в личном фонде артиста и историка циркового искусства Славского Рудольфа. В послевоенные годы Румянцев работал вместе с Юрием Никулиным, Михаилом Шуйдиным и Владимиром Успенским.

Как свидетельствуют архивы, популярность Михаила Румянцева была колоссальной. Он не был подвержен «звездной болезни» и выходил на арену, будто бы приходил в гости к друзьям. Казалось, что в зале сидят не просто зрители, а его знакомые – он кого-то поддразнивал, кого-то вытаскивал в зал, с кем-то переговаривался. о стороны создавалось впечатление, что это «подсадные утки», но это были обычные посетители с детьми и без. И у зрителей было ощущение, что они знакомы с Карандашом сто лет. Москвичи старались не пропускать представления с его участием, и, если на афише указывали имя Румянцева, – администрация цирка была уверена, что аншлаг обеспечен.

Михаил Румянцев с уважением относился не только к коллегам и зрителям, но и к своим скотч-терьерам, которых у него была «чертова дюжина». Он никогда не кричал на своих питомцев, а холил и любил. И собаки отвечали ему взаимностью. Цирковой артист постоянно совершенствовал свое мастерство, не останавливаясь на достигнутом.

Румянцев показывал фокусы, жонглировал, шутил. Он был и жонглером, и дрессировщиком, и даже мог пройтись по канату под куполом цирка. Причем, под купол Михаил Румянцев поднялся, когда ему исполнилось пятьдесят лет. Он умел кататься на коньках, а когда ему исполнилось 75 лет, он в декабре искупался в Неве.

О том, как ценят великого артиста и помнят клоуна Карандаша говорят факты. Так, в память о Михаиле Румянцеве в доме 13 на 1-й Тверской-Ямской улице установлена мемориальная доска с его именем, и скульптурная композиция «Карандаш и его собака Клякса», выполненная из бронзы – у здания Союза цирковых деятелей России. А Государственное училище циркового и эстрадногоо искусства с 1987 года носит имя Михаила Румянцева.

В читальных залах Главархива Москвы можно найти фотографии, письма и другие документы, рассказывающие о жизни и работе Михаила Румянцева.

Фото из открытых источников

Автор статьи Александра Корниенко